Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

климент александрийский

Энциклопедический словарь

Климе́нт Александри́йский - Тит Флавий (? - до 215), христианский богослов и писатель, стремившийся к синтезу эллинской культуры и христианской веры; глава Александрийской богословской школы. Основные сочинения: «Протрептик» («Увещательное слово к эллинам»), «Педагог» («Воспитатель»), «Строматы» («Узорчатые ковры»).

* * *

КЛИМЕНТ Александрийский - КЛИМЕ́НТ Александрийский (полн. Тит Флавий Климент) (ум. до 215), христианский теолог и писатель, стремившийся к синтезу эллинской культуры и христианской веры; глава Александрийской богословской школы.

Афоризмы

Климент Александрийский

(? - до 215 г.) греческий философ, глава христианской школы в Александрии

Нельзя же на том основании, что человеку смеяться естественно, все делать предметом смеха. И лошадь ведь, которой ржать естественно, не на все ржет.

Как праведников может быть много, так и пути спасения их многочисленны.

Можно быть верующим и без науки; зато уразуметь существо веры неуч не в состоянии.

У обученных и чувства более изощренны.

Вера - это свободный выбор, поскольку она есть некое стремление, и стремление разумное. Но так как в начале (…) каждого действия лежит свободный выбор, то выходит, что и вера есть его начало, основа всякого разумного выбора.

От доказательств (…) вера тверже быть не может.

Страх Божий заключается в боязни греха (…). Не самого Бога боюсь я, а боюсь низвержения с лона Его.

Человек добродетельный (…) (живет) на границе, отделяющей природу бессмертную от смертной.

Вожделение не происходит от тела, хотя и удовлетворяется телом.

Человек должен стремиться к познанию Бога не из-за желания спастись, но ради божественной красоты и величия, святости, превосходства и сверхъестественности самого этого знания.

Нет познания, которое не имело бы связи с верой; равно как нет и веры, которая не зависела бы от познания.

Вера есть слух, ухо души.

Есть среди них (христиан) боящиеся эллинской философии, подобно тому как дети боятся привидений. Если вера их - я уже не осмеливаюсь говорить об их познании - в такой степени слаба, что можетколебаться от человеческих рассуждений, то не стоит ее себе и приписывать; пусть эти немощные признают, что никогда и не верили в истину.

Поститься (…) значит (…) воздерживаться от всякого вообще зла, будет ли оно состоять в деле, в слове или даже в мысли.

Молитва есть собеседование с Богом.

Ремесленник кормится от своего ремесла; язычник - живет по-язычески. Точно так же истинный мудрец в познании имеет все, в чем нуждается.

Мудрец истинный убежден в такой истине: «Все в этом мире идет к лучшему».

Верующий (…) простой навык в добродетели обращает во вторую свою природу.

Следует обращаться к Богу с молитвами, только достойными Бога.

Соприкосновение с грехами чужими заразительно.

Кто предпринимает великие дела, подвергается и великим искушениям.

Полезные сервисы

климент александрийский тит флавий

Большой энциклопедический словарь

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ Тит Флавий (? - до 215) - христианский теолог и писатель, стремившийся к синтезу эллинской культуры и христианской веры; глава Александрийской богословской школы.

Энциклопедия Кольера

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ Тит Флавий (ок. 150 - ок. 220), христианский философ и богослов. Тит Флавий Климент родился в языческой семье, возможно в Афинах, и очень рано обратился в христианство. После продолжительных странствий обосновался в Александрии, где преподавал в т.н. Александрийской катехетической школе. В эпоху Климента и Оригена этот город стал важнейшим центром христианской философской мысли. Климент покинул Александрию в период гонений на христиан при императоре Севере (202-203), и о его последующей жизни и странствиях практически ничего не известно. Папа Климент VIII исключил его имя из церковных календарей по причине сомнений в ортодоксальности некоторых его сочинений. Исключительная эрудиция Климента и его знакомство с широким кругом языческих и христианских источников нашли отражение в главных из его сохранившихся сочинений - Протрептике, или Увещании к эллинам, Кратких объяснениях (Hypotyposeis), Строматах ("Лоскутном одеяле"), Педагоге и гомилии Какой богач спасется? Будучи неполным и несистематическим отображением блестящих лекций, читанных Климентом в Александрии, эти сочинения - пусть и отмеченные чрезмерным пристрастием к философскому аллегоризму и рядом догматических ошибок - позволяют уяснить главную цель Климента: через рациональное осмысление тайн христианской веры привести человека к истинному "гносису", т.е. к такому состоянию духовного совершенства, к которому нас призывало Слово Божье и в котором человек, освободившийся от страстей, через любовь к Богу уже на земле заложит основания небесного блаженства.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Афонасин Е.В. Философия Климента Александрийского. Новосибирск, 1997

Полезные сервисы