Климе́нт Александри́йский - Тит Флавий (? - до 215), христианский богослов и писатель, стремившийся к синтезу эллинской культуры и христианской веры; глава Александрийской богословской школы. Основные сочинения: «Протрептик» («Увещательное слово к эллинам»), «Педагог» («Воспитатель»), «Строматы» («Узорчатые ковры»).
* * *
КЛИМЕНТ Александрийский - КЛИМЕ́НТ Александрийский (полн. Тит Флавий Климент) (ум. до 215), христианский теолог и писатель, стремившийся к синтезу эллинской культуры и христианской веры; глава Александрийской богословской школы.
Климент Александрийский
(? - до 215 г.) греческий философ, глава христианской школы в Александрии
Нельзя же на том основании, что человеку смеяться естественно, все делать предметом смеха. И лошадь ведь, которой ржать естественно, не на все ржет.
Как праведников может быть много, так и пути спасения их многочисленны.
Можно быть верующим и без науки; зато уразуметь существо веры неуч не в состоянии.
У обученных и чувства более изощренны.
Вера - это свободный выбор, поскольку она есть некое стремление, и стремление разумное. Но так как в начале (…) каждого действия лежит свободный выбор, то выходит, что и вера есть его начало, основа всякого разумного выбора.
От доказательств (…) вера тверже быть не может.
Страх Божий заключается в боязни греха (…). Не самого Бога боюсь я, а боюсь низвержения с лона Его.
Человек добродетельный (…) (живет) на границе, отделяющей природу бессмертную от смертной.
Вожделение не происходит от тела, хотя и удовлетворяется телом.
Человек должен стремиться к познанию Бога не из-за желания спастись, но ради божественной красоты и величия, святости, превосходства и сверхъестественности самого этого знания.
Нет познания, которое не имело бы связи с верой; равно как нет и веры, которая не зависела бы от познания.
Вера есть слух, ухо души.
Есть среди них (христиан) боящиеся эллинской философии, подобно тому как дети боятся привидений. Если вера их - я уже не осмеливаюсь говорить об их познании - в такой степени слаба, что можетколебаться от человеческих рассуждений, то не стоит ее себе и приписывать; пусть эти немощные признают, что никогда и не верили в истину.
Поститься (…) значит (…) воздерживаться от всякого вообще зла, будет ли оно состоять в деле, в слове или даже в мысли.
Молитва есть собеседование с Богом.
Ремесленник кормится от своего ремесла; язычник - живет по-язычески. Точно так же истинный мудрец в познании имеет все, в чем нуждается.
Мудрец истинный убежден в такой истине: «Все в этом мире идет к лучшему».
Верующий (…) простой навык в добродетели обращает во вторую свою природу.
Следует обращаться к Богу с молитвами, только достойными Бога.
Соприкосновение с грехами чужими заразительно.
Кто предпринимает великие дела, подвергается и великим искушениям.